Развлечение "Праздник забытых игр" для дошкольников МБДОУ "Малышок" с. Доброе подготовила и провела воспитатель высшей категории Реутина З.А.
12 декабря 2017
Развлечение «Праздник забытых игр» в старшей группе
Цель: популяризация народных игр среди дошкольников.
Задачи:
- Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к культуре других народов.
- Приобщение детей к русскому фольклору.
- Развитие у детей координацию движений, быстроты реакции, ловкости, смекалки, умение действовать в команде.
- Воспитание у детей
Предварительная работа:
- Ознакомление детей с подвижными народными играми;
- Разучивание считалок, жеребьёвок;
- Изготовление атрибутов к народным играм.
Действующие лица:
Скоморох, дети, воспитатель.
Оформление зала: зал украшен цветами, на центральной стене силуэты играющих детей в «Жмурки», с мячами, скакалками.
В коридоре перед залом встречают гостей скоморох, трубит в дудочку, бьет в барабан.
Скоморох:
Здравствуйте, детишки девчонки и мальчишки.
Спасибо, что мимо не прошли к нам на праздник вы зашли.
Проходите, не стесняйтесь, удобнее располагайтесь!
Какие вы все ладные да нарядные
Настюшка-Настюшка златовласая девчушка,
А Алёшка-молодец, а Кирюшка-удалец.
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
(Звучит русская народная песня «Светит месяц»).
Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!
Но сначала давайте с вами познакомимся.
Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
А вас как зовут?
(Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена).
Вот мы с вами и познакомились.
Скоморох: праздник наш не простой, народных игр и развлечений.
Весёлые игры - это детство. В игры играли когда были маленькие наши папы и мамы, дедушки и бабушки. Кто же придумал эти игры. Народ! Сегодня мы поиграем с вами в русские народные игры.
Скоморох:
А сейчас, детвора,
Начинается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!
Танец-игра «Веселый хоровод» Нам нужно для игры выбрать водящего.
--Как мы узнаем, кто будет водящим? (С помощью считалки).
СЧИТАЛКА.
Шла коза по мостику и виляла хвостиком.
Зацепила за перила, прямо в речку угодила.
Кто не верит-это он, выходи из круга вон!
( Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст)
Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.
Дети останавливаются, хлопают и поют:
Тра-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля и т.д. до конца фразы.
Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все дети.
Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т.д. При повторе игры – выбирается новый ведущий.
Скоморох:
Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!
Игра «Жмурки».
Считалка:
Раз,два,три, четыре, пять
Будем в жмурки мы играть.
Вдруг сорока прилетела ,
И тебе водить велела.
Дети выбирают «жмурку», завязывают ему глаза, ставят в середину круга, поворачивают вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:
– Кот, кот, на чем стоишь?
– На квашне.
– Что в квашне?
– Квас.
– Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой».
Скоморох:
Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!
Загадки
Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали… Чебурашка. (Колобок)
Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… Яга. (Шапокляк)
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный… Пятачок. (Ослик Иа)
Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк,
Его имя… Шапокляк. (Крокодил Гена)
Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле… (Теремок)
Скоморох:
Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок опять
Будем в татарскую игру играть!
Скоморох: в России проживают народы разных национальностей. Я знаком с играми разных народов. Могу и вас научить хотите?.
Следующая игра татарского народа.
Называется«Продаём горшки».
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на корточки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласен продать его хозяин. Но не более трёх рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Скоморох:А сейчас башкирская игра. Знаете ли вы, что башкиры всегда были воинственным народом. Много сказаний и легенд связано с этим народом. Но ещё Башкирия богата своими играми. Представляем одну из башкирских
игр «Липкие пеньки». (ИГРАЮТ МЛАДШИЕ ДЕТИ)
Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенёчки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Скоморох: вот такие игры у разных народов. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь в них играют дети. А дети во всём мире одинаковы: озорны, любознательны, подвижны.
Скоморох:
А сейчас, ребята, не зевайте –
Еще одну загадку отгадайте!
Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду… (ложка).
Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!
Игра «Где работа – там еда».
(На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.)
Скоморох: ой, хорошо играли! А гости наши немного заскучали, давайте вместе с ними поиграем (Игра с малышами)
Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!
Игра «Карусель».
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки.
Сбоку от круга – ребенок с бубном.
1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Скоморох: а сейчас: 1, 2, 3, 4, 5, в « Бабку Ёжку» идём играть. СЧИТАЛКА.
«Бабка-Ёжка»
Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в обруче, на голове парик, в руках у нее «помело». Вокруг неё дети водят хоровод и поют:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
После слов «у меня нога болит» Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Все разбегаются. К кому прикоснется — тот выбывает из игры
Выбирается другой водящий, когда выбывших станет много.
Вариант: пойманный становится бабкой Ёжкой.
Скоморох:
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!
. Русская народная игра «Золотые ворота». Считалка
В начале игры выбирают двух игроков. Они будут «солнцем» и «луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие вереницей проходят через ворота. Водящие «солнце» и «луна» говорят скороговорку:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается, второй раз - запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
«Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто проходил в этот момент через них. Пойманный игрок становится сзади «луны» или «солнца», игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды. Дальше команды устраивают между собой соревнования в перетягивании (каната или взявшись за руки)
Скоморох:
Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку
Всем нам надо показать.
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА
Скоморох: уважаемые дети! Спасибо вам за участие на нашем празднике.
Пусть девчонки и мальчишки,
Вся озорная детвора
Сегодня скажут громко-громко,
Да здравствует игра! (произносят хором) .
Скоморох: Ребята сегодня вы узнали только несколько русских народных игр. Но их очень, очень много и мы с вами и дальше будет знакомиться и играть в русские народные игры.
. Скоморох:
Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.
Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороха Тимошку,
Развеселю я вас немножко!
Под музыку дети выходят из зала.